«Шипастый» стиль сформировался под влиянием разных этнических орнаментов, основной из которых – кельтские узоры. Вначале все звери в этом стиле изображались с длинными острыми прядями шерсти, напоминающими шипы. Затем от этого метода почти отказались, но название «шипастый стиль» сохранилось.
Это направление относится к группе tribal, что в переводе с английского означает «искусство примитивных племен». В таком стиле рисуют австралийские аборигены, маори, индейцы и эскимосы Аляски. Считается, что это направление в искусстве происходит напрямую от наскальных росписей, хотя, возможно, это преувеличение. За долгие века, прошедшие с эпохи неолита, эта группа стилей сильно изменилась и усовершенствовалась, однако для нее по-прежнему характерны довольно простое, стилизованное изображение и обилие символических или орнаментальных элементов.

Поскольку «шипастый стиль» – относительно новое изобретение, в нем нет каких-то жестких канонов. И все же следует придерживаться нескольких основных правил. Такие рисунки наиболее выгодно смотрятся, если животное изображается в профиль. Стилизованные изображения вписывают в группу пересекающихся окружностей, чтобы изогнутые линии придавали им динамику. К тому же это помогает уравновесить композицию. Сильно упрощенное изображение морды животного не позволяет «оживить» его микой, поэтому приходится полагаться только на язык тела. По этой же причине можно немного поступиться анатомической точностью и пропорциями.
Кстати, благодаря новым информационным технологиям живопись выполняется в редакторах. Для выполнения таких работ вам понадобится стационарный компьютер или ноутбук, который облегчит вам все тяготы подачи информации для людей.
ЕДИНОРОГ

В данном случае единорог больше всего похож на лошадь с прямым рогом на лбу и с перепончатым драконьим крылом. Анатомия животного, особенно его крыла, будет довольно условной.
1. Обычно рисунки такого типа начинаются с окружности. В данном случае в нее вписаны шея и голова единорога (рисунок 1).
2. Рисуем крыло, следя за тем, чтобы оно начиналось не слишком высоко. Чтобы уравновесить композицию, добавляем ногу. На этом этапе хотя бы приблизительно изображаем все элементы. Это позволит увидеть, как будет выглядеть законченный рисунок (2).
3. Теперь, когда взаимное расположение элементов определено, можно переходить к деталям. Начинать лучше с головы, точнее говоря, с «маски». В данном случае она закрывает всю морду, включая ухо и рог, но не соединяется с шеей. Глаз и другие мелкие детали изображаем крупнее, чем в реальности, чтобы они не сливались c остальными деталями. На этом же этапе прорисовываем ногу. Тут нет никаких особенных канонов. Главное – соблюдать меру: не оставлять слишком много пустого или заполненного пространства, а также не слишком сильно искажать контуры, чтобы у зрителя не оставалось никаких сомнений в том, что это именно нога. Копыто украшаем «драгоценным камнем» (выемкой и шариком в ней). Обрисовываем длинную шерсть на ноге. Самый простой способ – замкнутые кривые с закругленным внутренним контуром – обычно используют для изображения мелких прядей.

В более крупных или широких прядях можно продлить дугу с внутренней стороны и продублировать линию внешнего контура – это сделает рисунок интереснее и динамичнее (3).
4. Продолжаем добавлять детали и заполнять пустые места. Поскольку линии шеи будут тонкими, кроме треугольника на груди, заполняем внутреннее пространство кружками. Пририсовываем единорогу бородку и гриву, намечаем рисунок на крыле (4).
5. На этом этапе работаем в основном с крылом. Задаем форму внутреннего рисунка, обрисовываем элементы крыла. Добавляем в каждую прядь гривы по кружку (5).

6. На завершающем этапе обводим рисунок черной краской (6). Если картинка сделана на бумаге, ее можно отсканировать и далее обрабатывать на компьютере в программе Photoshop. Вы можете залить контуры черной краской (7), а при желании раскрасить изображение (8).


«ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ» ДРАКОН

Данная картинка далека от реализма: ее можно назвать зооморфным орнаментом. Дракон «перекручен» таким образом, что его голова находится над спиной, а хвост загибается к груди, которая не изображена на рисунке.
1. Композиция строится вокруг двух окружностей: маленькой – для головы и большой – для всего остального (9).
2. «Маска» дракона соединена с верхней линией шеи, а нижняя линия – с контуром всего тела. Чтобы красиво
закончить линии шеи и хвоста, дорисовываем на их концах «стрелки». На этом же этапе обозначаем направление «гривы» и узор на спине (10).
3. Заполняем пустое место орнаментом. Рисуем треугольники на спине и шее (11).
4. Дополняем орнамент. Рисуем гриву из больших листовидных прядей. Чтобы она не нарушала стройности орнамента, изображаем ее отдельно, на линии, параллельной спине. В пустое пространство около хвоста добавляем кружок (12).

5. Полностью прорисовываем орнамент на спине, заполняем пустоты спиралями, украшаем шариками хвост, дополняем кружок около хвоста растительным орнаментом. Дорисовываем гриву. Рисунок готов (13).

6. Можно оставить черно-белый вариант (14) или сделать цветную версию (15).