Древнее индийское искусство менди становится все более популярным, причем не только у себя на родине. Основы этой техники и стилистические элементы нейл-дизайнеры могут успешно использовать для украшения ногтей.

Давние традиции

Украшение тела узорами из хны — менди  — искусство, возникшее в тени и прохладе гаремов, куда не проникал послеполуденный зной, в умиротворяющем журчании фонтанов и пряном аромате персидских роз.
Хна была известна еще 5 ООО лет назад в Древнем Египте, где знатные дамы посвящали долгие часы умасливанию и украшению тела. Египетские праздники «Ночи хны» сохранились до XVII века. Они были связаны с брачными обрядами и продолжались два-три дня. Кульминационным моментом на празднике был такой обряд: невеста брала в руки большой ком из порошка хны, замешанного на воде, и обходила с ним гостей. Каждый гость должен был подержать ком в руках. Из-за этого руки всех присутствующих окрашивались священной очищающей хной, а невеста получала необычный подарок в виде монет и небольших предметов, которые гости успевали прилепить к столь необычному символу.
Покорив Египет, хна победным шествием обошла Индию, а затем и Среднюю Азию.
Искусство создания сложных узоров из хны распространилось несколько позднее, примерно в ХИ-ХШ веках н.э., и охватывало Средний Восток, Индию и некоторые части Африки. Это утонченный способ украшения тела, несущий мистику и эротику одновременно.

И украшение, и талисман…

Долго и тщательно наносимые на тело, руки, ступни филигранные цветы и переплетающиеся листья, нарисованные хной, были таким же изысканным развлечением, как и любое другое рукоделие — золотое шитье, каллиграфия. Большая часть традиции была устной и передавалась от старших женщин к младшим, не выходя за пределы кланов. Это объясняет, почему эта техника, широко распространенная от Марокко до Индонезии, осталась мало исследованной и почти эзотерической.
Наряду с эффектом украшения у орнаментов была и другая функция. Узорам менди приписывались оберегающие, магичекие и сексуальные функции и даже помощь во всех перипетиях женской судьбы.
Жизнь мусульманской женщины была лишена всякой публичности и не предполагала демонстрации украшенного хной тела иначе, как в определенных ситуациях. Рисунки хной несли в себе определенную информацию о человеке во время семейных, религиозных и других ритуальных обрядов. В то же время хна прекрасно очищала и оздоравливала кожу. Этим свойством наделялись и узоры из нее. Кроме того, окрашивание хной использовалось в древней Индии как антисептическое средство для защиты кожи рук и ног. Так, индийские танцовщицы девадаси выступали с окрашенными хной руками и ногами.

Язык символов

Изысканный орнамент приковывал взгляд к изящным движениям рук во время танца. Волнующий аромат разжигал страсть мужчины… Именно поэтому в старину перед свадьбой на руках и ногах невесты рисовали хной различные узоры. Индийские невесты украшали себя рисунками и орнаментами, рассказывающими возлюбленному о том, насколько его невеста ознакомлена с тайнами любви. Чем тоньше и глаже орнамент — тем невеста выглядела богаче. В богатстве рисунков был заложен символ сладострастия. А яркость татуировки говорила о том, что невеста не только пышет здоровьем, в ее жилах течет горячая кровь, но и о том, что она никогда не разочарует в постели своего возлюбленного и принесет ему много детей. Выкрашенный хной мизинец правой руки жениха должен был обозначать испытание невесты на девственность в первую брачную ночь. На теле любимой он должен был отыскать и свои инициалы, выполненные в технике менди. Татуировка хной упоминается также в Камасутре — индийском трактате о любви.

Идеи для творчества

В нейл-дизайне использование узоров менди — неиссякаемый источник вдохновения и в какой-то степени приобщение к древним традициям. Для нанесения узоров можно использовать любой материал: акриловые краски, гели, акрилы. Чтобы сохранить аутентичность, узоры лучше всего создавать черным или темно-коричневым цветом. Для фона желательно выбирать светлые оттенки — они подчеркнут четкость графических линий.

Самое главное условие в создании узоров менди — следовать принципу безграничного дизайна. Менди не свойственна симметрия. Эта техника позволяет художнику творить свободно, соединяя различные элементы орнамента каждый раз по-новому, и получать самые неожиданные и волшебные рисунки. Выделяют два типа традиционных рисунков менди: с мягкими, округлыми линиями и с более геометричной стилизацией. Различные цветы, листья пальмы, павлины, рыбы,звезды,солнце — все это сплетается, как венок, создавая неповторимый и загадочный узор в стиле менди.