Продолжая тему народных орнаментов в нейл-арте, невозможно не коснуться яркой и колоритной росписи с удивительными композициями, к тому же еще и украинского «происхождения». Да, речь идет о петриковской росписи.

Шаг в историю

Прежде чем начать урок рисования по петриковской росписи, совершим маленький экскурс в историю этого направления в живописи. Ведь всегда интересно знать истоки, корни возникновения чего-либо. Это помогает проанализировать, переосмыслить, мысленно пройти, изучить течение данного предмета. И, возможно, в будущем, приобретенные знания помогут сотворить что-то свое…
Итак… Человеку во все века было свойственно стремление к красоте. Вспомните: еще первобытные люди рисовали на стенах своих пещер. Именно с желания украсить свой дом и началась история петриковского промысла. Село Петриковка в Днепропетровской области -одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины.
Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский, последний кошевой атаман Запорожской Сечи. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой тканью, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали — самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви.
А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали вороваться, как с чужой. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли «чепурушками». Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов XX века.
Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно померкло. Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую «чепурушку» Татьяну Пату. А после войны один из учеников этой школы — Федор Панко решил целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение «Петриковка» и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40 народных мастеров.
Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и т. п. Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательном фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки — и, конечно же, не хуже, а даже очень оригинально и торжественно, петриковский орнамент будет смотреться на искусственных и натуральных ногтях.Особенно если вы посетите салон красоты и сядете за стол к продвинутому мастеру по росписи ногтей,то ваши ногти будут отображать именно этот стиль росписи!

Особенности «петриковки»

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, не существующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астры, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерным является также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковских орнаменталистов характерны чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки — все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом.
Петриковские орнаменты на ногтях выполняются с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти либо привычными для каждого мастера кистями для художественной росписи из шерсти колонка. Кроме кисти, петриковские мастера применяют стебли, щепочки,а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.
Традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются декоративные панно, которые часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия, а также «вазон», «букет», отдельная «веточка» и «фриз». Эти виды композиций использовались в настенной росписи как компоненты архитектурного декора интерьера.
Характерной особенностью традиционной композиции, например, петриковского «букета», является расположение в его центре трех больших цветков, из сторон которых ответвляются меньшие по размеру цветочки и бутоны, завершающиеся грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветное решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в данном случае — на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают, перекликаются с ними, маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов композиции.Для колорита традиционной петриковской росписи используется характерное контрастное соединение основных и дополнительных цветов спектра, причем преобладают красные и зеленые краски. Ныне Петриковские мастера, которые имеют уже определенное Художественное профессиональное образование, часто выполняют свои композиции в теплой или холодной гамме.

Основные элементы

Основными элементами, без которых невозможно представить себе петриковскую роспись и которые являются ее «визитными карточками», можно назвать: зернышко», «изогнутое зернышко», сложные элементы росписи из «зернышек» и «изогнутых зернышек», «бегунок», «переходной мазок» и другие.
Перед использованием элементов этой росписи в дизайнах на искусственных или натуральных ногтях отработайте их на бумаге, учитывая масштаб размеры) ногтя и следующие декомендации.
Простейшим и наиболее распространенным элементом петриковской росписи является «зернышко«. Элемент называется так потому, что он подобен зернышку яблока, груши и т. п. С помощью только «зернышка» можно нарисовать разнообразные цветы, листья, птиц, сложные пейзажи. Краска должна быть довольно густой, чтобы мазок вышел выразительным, с четко очерченным контуром. Набрав на кисточку краску, делаем на бумаге оттиск. Сначала прикасаемся к бумаге острой частью кисточки, а потом прижимаем пятку, то есть широкую часть кисточки. Чтобы увеличить размер мазка, нужно после острого оттиска несколько миллиметров протянуть кисточку и тогда прижать пяткой (рис. 1).
«Изогнутое зернышко» — это мазок, очень похожий на «зернышко». Он широко используется для рисования лепестков цветов, листьев, бутонов и других элементов орнамента. Его следует выполнять так: на кисточку набираем краску, прижимаем кончик кисточки к бумаге, немного протягиваем с легким поворотом в левую или в правую сторону и снова прижимаем пяткой кисточки к листу (рис. 2).
Выполнение более сложных элементов росписи требует навыков выполнения самых простых элементов (рис. З-6). Из двух мазков «изогнутого зернышка» делаем полураскрытый цветок — «бутон». Мазки
располагаем так, будто усики тянутся из одной точки, а округлые части соединяются. Надо расположить «бутоны» на одинаковом расстоянии один от другого, обращая их усиками в противоположные стороны. Потом «бутоны» объединяем в группы из трех элементов, и каждая группа разворачивается в противоположную сторону.
В следующем элементе мазки располагаем так же, как и в предшествующем, но каждый «бутон» делаем из двух больших «изогнутых зернышек» и двух меньших мазков «зернышек», которые расположены внутри. Эти элементы можно соединить тоненькой волнистой линией (рис. 7).
Далее, соединяя к центру три пары «изогнутых зернышек» зернышек» («бутон»), делаем своеобразный цветок. Эти элементы тоже можно соединить тоненькой волнистой линией и необходимо обратить внимание на размер цветов, их цвет, расстояние между ними.
Это упражнение приближает к выполнению одного из более типовых элементов петриковской росписи — «бегунчика» («хвильки»). Выполнение элемента «бегунок» объединяет в себе задачи предшествующих элементов. Нарисуем «бегунок», который состоит из трехлепестковых цветков и «перистой листвы». Цветы, расположенные на одинаковом расстоянии один от другого (наклон цветка каждый раз изменяется), соединяем легкой волнистой линией, по краям которой располагаем листочки с длинными усиками («перистая листва») (рис. 8а).
Далее этот элемент можно повторить. От предшествующего он отличается тем, что усики любого мазка цветка направлены к его центру (чтобы цветок вышел более выразительным, его можно дополнить еще несколькими «зернышками», расположив их симметрично к центру). В этих задачах, как и предшествующих, очень важно особое внимание уделить размеру цветов (они должны быть почти одного размера), расстоянию между ними и их цвету (рис. 8б).
«Бегунок» — один из главных элементов петриковской росписи. Он может быть использован для декоративного обрамления любого изделия.
Выполнение грозди калины, смородины, орехов в дизайне на ногтях предлагаю мастерам делать кончиком кисти для росписи либо дотсом. Набрав краску на кончик кисти (доте), сделайте оттиск на бумаге. Сделав несколько ягодок, разместите их в форме корзинки или грозди (ягодки размещают одна над одной, постепенно уменьшая их размер), потом соедините ягодки тонкими веточками. Рисунок можно дополнить волнистой листвой и тоненькими усиками, создавая, таким образом, новые интересные элементы (рис. 9а-г).
Рисование элемента «переходной мазок» — это упражнение, которое выполняется кистью большего размера, чем в первых упражнениях. В петриковской росписи часто встречается эффект плавного перехода одного насыщенного цвета в более светлый или наоборот. Это достигается «переходным мазком». На кисточку набираем краску яркого цвета (например, зеленую), потом кончиком кисти набираем краску более светлого цвета (например, желтую). Делаем первый мазок: сначала тянем светлый (желтый) усик, постепенно появляется второй оттенок (зеленый), который набирает полной силы в конце мазка. Для нового мазка весь процесс повторяем (рис. 10а-в).

Автор: Вера Лаврова.